Проверяем совместимость вашего браузера...

Образование, обучение

ОБЗР — расшифровывается как «Основы безопасности и защиты Родины». Это новый учебный предмет, который с 1 сентября 2024 года вводится в российских школах для учащихся 8-11 классов.

ОБЗР пришёл на смену ранее существовавшему курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» (ОБЖ) и представляет собой его расширенную версию с акцентом на элементы начальной военной подготовки (НВП) — включая строевую, тактическую, огневую и инженерную подготовку.

Цель предмета — формирование у школьников знаний и навыков в области безопасности, а также воспитание патриотизма и готовности к защите Родины.

ОБЖ расшифровывается как «Основы безопасности жизнедеятельности».

Это школьный учебный предмет, цель которого — обучить учащихся основам безопасного поведения в повседневной жизни, в том числе при чрезвычайных ситуациях, катастрофах, пожарах, природных бедствиях и других угрозах.

ОБЖ изучается в учреждениях начального, общего и среднего профессионального образования и направлен на формирование у обучающихся культуры безопасности и навыков самозащиты.

С 2024 года в старших классах (8-11) ОБЖ частично заменяется новым предметом — «Основы безопасности и защиты Родины» (ОБЗР), который включает элементы начальной военной подготовки.

ПТКПромышленно-технологический колледж
Это учреждение среднего профессионального образования (СПО), которое готовит специалистов для работы в различных отраслях промышленности и сфере технологий. Название «промышленно-технологический» указывает на узкую, отраслевую специализацию заведения, в отличие от многопрофильных колледжей. Такие учебные заведения ориентированы на подготовку квалифицированных кадров для конкретных секторов экономики, таких как машиностроение, металлургия, нефтегазовая отрасль, IT-технологии, легкая или пищевая промышленность.

Обучение в промышленно-технологическом колледже сочетает в себе глубокое теоретическое освоение специальных дисциплин с обязательной практической подготовкой, часто на базе предприятий-партнеров. Выпускники ПТК получают диплом о среднем профессиональном образовании и могут работать в качестве техников, технологов, мастеров, программистов-разработчиков и других специалистов среднего звена, востребованных в реальном секторе экономики. Многие колледжи данного типа активно участвуют в федеральном проекте «Профессионалитет», что позволяет еще теснее интегрировать учебный процесс с потребностями промышленных компаний.

ПТУ — Профессионально-техническое училище — учреждение среднего профессионального образования, учебное заведение в дореволюционной России и в странах бывшего СССР по подготовке квалифицированных рабочих по профессиям, требующим повышенного образовательного уровня. В период СССР профессиональные училища также назывались профессионально-техническими училищами (ПТУ) и техникумами.

Техникум — среднее специальное учебное заведение, реализующее основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования базовой подготовки.

Колледж — среднее специальное учебное заведение, реализующее основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования базовой подготовки и программы среднего профессионального образования углублённой подготовки.

Военно-учебное заведения или Военное учебное заведение (ВУЗ) — учреждения военно-профессиональной подготовки кадров для вооружённых сил.

ВУЗ  — высшее учебное заведение — образовательное учреждение, осуществляющее подготовку высококвалифицированных кадров с высшим образованием. С 2013 года в России как  Образовательная организация высшего образования, ранее — образовательное учреждение высшего профессионального образования (ВУЗ) — образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели образовательную деятельность по программам высшего образования и научную деятельность. Название образовательной организации содержит указание на организационно-правовую форму и тип. Тип образовательной организации зависит от программы, реализация которой является её основной целью. Поэтому образовательная организация высшего образования (ООВО) также может реализовывать иные образовательные программы. И, например, организация дополнительного профессионального образования — помимо основной деятельности готовить в аспирантуре или ординатуре.

Институт — высшее учебное заведение, которое:

  1. реализует образовательные программы высшего образования, а также, как правило, образовательные программы послевузовского профессионального образования;
  2. осуществляет подготовку, переподготовку и (или) повышение квалификации работников для определенной области профессиональной деятельности;
  3. ведет фундаментальные и (или) прикладные научные исследования… (Федеральный закон от 22.08.1996 N 125-ФЗ).

Университет — высшее учебное заведение, где готовятся специалисты по фундаментальным и многим прикладным наукам. Как правило, осуществляет и научно-исследовательскую работу. Многие современные университеты действуют как учебно-научно-практические комплексы. Университеты объединяют в своём составе несколько факультетов, на которых представлена совокупность различных дисциплин, составляющих основы научного знания.

Академия — это тип высшего учебного заведения, которое осуществляет подготовку высококвалифицированных специалистов и научно-педагогических кадров для одной конкретной сферы человеческой деятельности (например, сельское хозяйство, искусство, экономика, право, военное дело).

В отличие от университета, охватывающего широкий спектр научных направлений, академия ведет образовательную и научную деятельность в рамках одной, но часто комплексной, отрасли знаний. Ключевыми особенностями академии являются:

  • Отраслевая направленность: Все факультеты и специальности связаны с одной основной сферой (хозяйства, искусства, науки).
  • Практическая ориентированность: Подготовка тесно связана с применением знаний в конкретной профессиональной области.
  • Научные исследования: Академии, как правило, ведут фундаментальные и прикладные научные исследования в своей профильной области.

Примеры: Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (РАНХиГС), Академия русского балета им. А.Я. Вагановой, Военно-медицинская академия.

Также термин «академия» используется для наименования научных учреждений (например, Российская академия наук — РАН), которые не являются учебными заведениями, а координируют фундаментальные исследования.

ССУЗ — среднее специальное учебное заведение — профессиональные учебные заведения среднего профессионального образования (училища, техникумы, лицеи, колледжи): медицинские, педагогические, ветеринарные, юридические, технологические, транспортные (железнодорожные, автодорожные, авиационные и другие), где даётся средний (между школой и вузом) уровень профессионального образования и совокупность различных специальностей на базе основного общего (с получением среднего (полного) общего образования) и на базе среднего (полного) общего образования.

Профессиональное образование — процесс и результат профессионального становления и развития личности, сопровождающийся овладением установленными знаниями, умениями, навыками и педагогическими компетенциями по конкретным специальностям и профессиям.

Среднее образование — традиционное название уровня (ступени) образования между начальным и высшим. Может применяться в качестве обозначения общего образования (дошкольное, начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее), полученному в средней школе), или обучения в 11-летней школе, а также начальному профессиональному образованию, среднему профессиональному (специальному, техническому) образованию.

МГУМосковский государственный университет. Полное название — федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова»

СПбГУ — Санкт-Петербургский государственный университет — старейший университет Российской Федерации, один из крупнейших и ведущих классических университетов. В СССР назывался Ленинградский государственный университет (ЛГУ).

ЛПИ — Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого. Полное название — Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого», неофициальное название — Политех — высшее учебное заведение в Санкт-Петербурге.

Политехнический институт — многопрофильный ВУЗ, осуществляющий подготовку инженеров для различных отраслей народного хозяйства — машиностроения, приборостроения, энергетической, металлургической, химической, горной, нефтяной промышленности, транспорта, связи, строительства и др. Создаются в крупных промышленных районах для обеспечения их высококвалифицированными инженерными кадрами соответствующих специальностей.

Политех — разговорный сленг, от поли — много, тех — технических специальностей. Т.е. институт или университет с большим количеством технических специальностей.

Лицей — один из типов учебных заведений.  Наименование некоторых средних общеобразовательных и профессиональных учебных заведений в России, работающих по своим учебным программам. В настоящее время лицеями могут называться учреждения среднего профессионального образования (бывшие профессионально-технические училища). Многие школы узкой специализации (юридические, медико-биологические, художественно-эстетические, информационно-технологические) также носят название «лицей». Лицеями именуется большая часть образовательных учреждений при университетах и академиях. Значительное число лицеев имеет физико-математическую специализацию.

ДОУДошкольное образовательное учреждение

Дошкольное образовательное учреждение — это тип образовательной организации, осуществляющей уход, присмотр, оздоровление, воспитание и обучение детей в возрасте от 2 месяцев до примерно 7 лет. Главной задачей ДОУ является создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ его культуры, развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств, подготовка к жизни в современном обществе и к школьному обучению.

К основным видам дошкольных учреждений относятся:

  • Детский сад (может быть общеразвивающего, компенсирующего, комбинированного или оздоровительного вида).
  • Ясли (для детей раннего возраста).
  • Центр развития ребенка.

Деятельность современных ДОУ регламентируется Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (ФГОС ДО), который делает акцент на развитии личности ребенка через игровую деятельность и индивидуальный подход, а не на формальном академическом обучении.

Общеобразовательное образование — школы и подобные им заведения.

Профессиональное образование — обучение по программам среднего профессионального образования и профессионального обучения.

Высшие учреждения — дают высшее образование и занимаются наукой.

Дополнительное образование — всевозможные курсы и кружки, которые могут посещать как дети, так и взрослые.

Дополнительное профессиональное образование — обучают по дополнительным профессиональным программам, то есть проводят курсы повышения квалификации и профпереподготовки.

 Общие и административные термины

ФГОС — Федеральный государственный образовательный стандарт
Это основной документ, определяющий совокупность обязательных требований к образованию на каждом его уровне. ФГОС устанавливает нормы и критерии, какими должны быть учебные программы, результаты обучения и условия образовательного процесса. Каждая школа, колледж или вуз строит свою работу на основе соответствующих ФГОС, что обеспечивает единство образовательного пространства по всей России и гарантирует определенный уровень качества знаний выпускников.

ФГОС ООО — это Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, который определяет набор обязательных требований к обучению в 5–9 классах.

Подробнее о стандарте

Ключевые требования: Стандарт устанавливает три группы требований:

  • К результатам освоения программы: Какие знания и навыки (предметные, метапредметные, личностные) должен приобрести ученик.
  • К структуре программы: Как должна быть организована учебная программа, включая соотношение обязательной части и части, формируемой участниками образовательного процесса.
  • К условиям реализации: Кадровые, финансовые, материально-технические условия для обеспечения качественного образования.

Цели и подход: ФГОС ООО направлен на формирование российской гражданской идентичности, обеспечение единства образовательного пространства России, духовно-нравственное развитие и сохранение здоровья учащихся. В его основе лежит системно-деятельностный подход, развивающий у школьников готовность к самообразованию и проектной деятельности.

«Портрет выпускника»: Стандарт ориентирован на становление личностных характеристик выпускника основной школы, таких как любовь к своему краю, осознание ценности труда и семьи, умение учиться и вести конструктивный диалог, ориентация в мире профессий.

Важные нюансы и изменения

Предмет «Основы безопасности и защиты Родины» (ОБЗР) выделен в отдельную дисциплину.

Обновлённые ФГОС: С 1 сентября 2022 года введены в действие обновлённые версии ФГОС. Учащиеся, принятые в 5-е классы с 2022 года, обучаются по этим новым стандартам. Обновлённые стандарты содержат более конкретные требования к результатам обучения по каждому предмету.

Введение ФОП: С 2023 года применяются Федеральные основные общеобразовательные программы (ФОП). Школы должны были привести свои образовательные программы в соответствие с федеральными.

Последние изменения (актуальные на 2025 год):

С 1 сентября 2025 года вступают в силу значимые изменения в части изучения истории и обществознания.

Предмет «Технология» теперь имеет дополнительное название «Труд (технология)».

ФГОС СОО — ФГОС среднего общего образования

ФГОС ДО — ФГОС дошкольного образования

ФГОС СПО — ФГОС среднего профессионального образования

УО — Учебное оборудование / Управление образования (в зависимости от контекста)

МО — Муниципальное образование / Министерство образования (в старых документах)

Минпросвещения — Министерство просвещения Российской Федерации

Минобрнауки — Министерство науки и высшего образования РФ (до 2018 г. — Министерство образования и науки)

Типы учебных заведений и структур

Школа-интернат — Образовательное учреждение с круглосуточным пребыванием учащихся (часто для детей с ОВЗ)

Кадетский корпус — Общеобразовательное учреждение с военно-патриотической направленностью

СУЗ — Среднее учебное заведение (устаревшее, но иногда используется как синоним ССУЗа)

ВУЗ МО РФ — Высшее учебное заведение Министерства обороны Российской Федерации

Филиал ВУЗа — Отделение вуза вне места его основного расположения

ОО — Образовательная организация (официальный термин в законодательстве)

Уровни и формы обучения

ООО — Основное общее образование (5–9 классы)

СОО — Среднее общее образование (10–11 классы)

НОО — Начальное общее образование (1–4 классы)

ДПО — Дополнительное профессиональное образование

ПО — Профессиональное обучение (программы по профессиям рабочих и должностям служащих)

СПО — Среднее профессиональное образование
Уровень профессионального образования, который нацелен на подготовку квалифицированных рабочих, служащих и специалистов среднего звена. Программы СПО реализуются в таких учебных заведениях, как колледжи и техникумы. Обучение может проходить на базе 9 или 11 классов школы, сочетая в себе общее образование и глубокую профессиональную подготовку по конкретной специальности, что позволяет выпускникам сразу приступать к работе.

ВО — Высшее образование

ОВЗ — Ограниченные возможности здоровья
Это термин, объединяющий детей, имеющих различные нарушения развития (физические, психические, сенсорные и др.), которые препятствуют получению образования без создания специальных условий. В образовательном контексте создание таких условий (адаптивные программы, доступная среда, помощь специалистов) позволяет обеспечить право этих детей на качественное и доступное образование, часто в форме инклюзии — обучения вместе со сверстниками.

ИОП — Индивидуальный образовательный план

АИС «Образование» — Автоматизированная информационная система в сфере образования (региональные/федеральные платформы)

Экзамены и оценка

ЕГЭ — Единый государственный экзамен
Это централизованный экзамен, который проводится в выпускных 11-х классах по всей России. ЕГЭ служит одновременно итоговой аттестацией за курс школы и вступительным испытанием в высшие учебные заведения. Проведение экзамена в стандартизированной форме с едиными заданиями (КИМами) и строгой процедурой обеспечивает объективность оценки знаний и равные условия для всех абитуриентов при поступлении в вузы.

ОГЭ — Основной государственный экзамен (в 9 классе)

ГВЭ — Государственный выпускной экзамен (альтернатива ЕГЭ/ОГЭ для определённых категорий учащихся)

ВПР — Всероссийские проверочные работы

НИКО — Национальные исследования качества образования

Программы и проекты

«Пушкинская карта» — Программа поддержки культурного и образовательного досуга молодёжи (часто связана с образовательными мероприятиями)

«Билет в будущее» — Профориентационный проект для школьников

«Сириус» — Образовательный центр для одарённых детей (часто упоминается в контексте профильных смен и программ)

«Профессионалитет» — флагманский федеральный проект в системе среднего профессионального образования (СПО), направленный на максимальное сближение колледжей с реальным сектором экономики. Его суть — создание образовательно-производственных кластеров, где предприятия-партнеры активно участвуют в разработке программ, оснащении мастерских и подготовке студентов. Цель — за короткие сроки (часто 2-3 года) готовить высококвалифицированных специалистов, востребованных для конкретных отраслей и готовых к работе на современном оборудовании.

«Молодые профессионалы» (Повышение конкурентоспособности профессионального образования). Проект, связанный с движением WorldSkills Russia, направлен на внедрение международных стандартов компетенций в систему СПО и повышение престижа рабочих профессий. В его рамках проводятся чемпионаты профессионального мастерства, такие как «Профессионалы».

«Современная школа» — один из базовых федеральных проектов нацпроекта «Образование». Направлен на модернизацию школьной инфраструктуры, создание «точек роста», IT-кубов, кванториумов и поддержку сельских школ.

«Успех каждого ребёнка» — проект, ориентированный на развитие системы дополнительного образования, выявление и поддержку одарённых детей, а также создание условий для инклюзивного обучения.

«Цифровая образовательная среда» (ЦОС) — направлен на создание современной и безопасной цифровой инфраструктуры в образовательных организациях всех уровней, обеспечение доступности цифровых сервисов и контента.

«Учитель будущего» — проект, нацеленный на внедрение национальной системы профессионального роста педагогических работников (НСПР ПР). Его цель — охватить не менее 50% учителей индивидуальными маршрутами повышения квалификации и профессионального развития.

Образовательный центр «Сириус» — хотя «Сириус» — это отдельная организация, она реализует федеральные программы для выявления и поддержки одарённых детей по всем профилям (наука, искусство, спорт).

Иностранные и международные аналоги

Bologna Process — Болонский процесс (реформа высшего образования в Европе)

ECTS — European Credit Transfer and Accumulation System (европейская система зачётных единиц)

PhD — Doctor of Philosophy (аналог кандидата наук в РФ)

Master / Bachelor — Магистратура / Бакалавриат

Рособрнадзор — Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки

Локальные нормативные акты (ЛНА) — внутренние документы образовательной организации

ППС — Профессорско-преподавательский состав

УМК — Учебно-методический комплекс

РПД — Рабочая программа дисциплины

ФИПИ — Федеральный институт педагогических измерений (разработчик КИМов для ЕГЭ/ОГЭ)

WhatsApp Logo