Ведущие технические университеты России запускают масштабную модернизацию учебного оборудования в рамках подготовки к Зимнему универсиаде по инженерным наукам-2025. Проект включает создание высокотехнологичных лабораторий в области искусственного интеллекта, робототехники и цифрового производства с активным участием российских производителей учебного оборудования.
Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого (СПбПУ) оснащает новые лаборатории промышленными роботами и системами автоматизации. Оборудование позволит студентам работать с реальными производственными задачами в области умного производства и промышленного ИИ.
В Новгородском государственном университете имени Ярослава Мудрого создается центр исследований новых материалов. Лаборатория укомплектована современными испытательными стендами и приборами для анализа свойств композитов. Для обеспечения безопасности учебного процесса используется оборудование с повышенными мерами электробезопасности, где применены диэлектрические материалы и отсутствуют открытые токоведущие компоненты.
Самарский университет имени Королёва запускает модуль по проектированию с использованием технологий искусственного интеллекта. Студенты будут работать с передовыми архитектурами нейросетей для обработки данных различного типа. В учебном процессе применяется оборудование, работающее на единой программной платформе, что позволяет сравнивать различные графики процессов, сохранять табличные значения и решать тестовые задачи.
Ключевую роль в оснащении лабораторий играют отечественные производители учебного оборудования. Российские компании демонстрируют значительный рост и технологическое развитие в сфере образовательного оборудования.
Среди известных отечественных производителей — компания ООО НТП «ЭнергияЛаб», которая разрабатывает и производит учебное оборудование с собственной микропроцессорной системой и программным обеспечением. Компания имеет полный цикл производства — от разработки до доставки, благодаря наличию собственного конструкторского, методического отделов и высокотехнологичных производственных мощностей.
По данным на 2024 год, выручка компании «ЭнергияЛаб» выросла на 103% по сравнению с предыдущим периодом. Производственные площади и численность сотрудников компании также стабильно растет.
Проект реализуется при поддержке крупнейших российских компаний, включая:
Индустриальные партнеры не только предоставляют оборудование, но и участвуют в разработке учебных программ, обеспечивая соответствие подготовки требованиям промышленности.
Оборудование будет использоваться в Зимнем университете по инженерным наукам, который пройдет с 24 ноября по 7 декабря 2025 года. В мероприятии примут участие студенты из стран СНГ, Китая, Индии, Ирана, Южной Африки, Кубы и Индонезии.
Российские производители учебного оборудования активно расширяют экспортные поставки. Многие компании, в том числе и «ЭнергияЛаб», осуществляют поставки не только по России, но и в страны СНГ (Казахстан, Узбекистан, Кыргызстан), а также в Иран и другие страны. Оборудование адаптируется под требования заказчиков, включая перевод на языки стран-импортеров и таможенное оформление.
Модернизация осуществляется в рамках программы «Приоритет 2030» и национальных проектов России. Инвестиции в учебное оборудование являются частью стратегии подготовки инженерных кадров, необходимость которой была обозначена президентом России Владимиром Путиным.
«Оснащение вузов современным оборудованием — ключевой фактор подготовки инженеров, способных решать задачи технологического суверенитета страны», — отметил представитель Министерства науки и высшего образования РФ.
Внедрение нового оборудования позволит вузам не только повысить качество подготовки студентов, но и укреплять международные научно-технические связи, особенно с дружественными странами. Российские производители учебного оборудования играют важную роль в этом процессе, предлагая конкурентоспособные решения, не уступающие зарубежным аналогам.
Отечественные компании демонстрируют способность к быстрой адаптации под меняющиеся рыночные условия. Во время пандемии, когда возникли срывы поставок на рынке учебно-лабораторного оборудования, многие производители оперативно разработали и произвели продукцию, не уступающую по характеристикам импортным аналогам.
При поддержке государственных институтов развития российские производители учебного оборудования продолжают наращивать производственные мощности и расширять линейку продукции, внося вклад в импортозамещение в образовательной сфере.